Единственный официальный дилер карьеров Борок, Марусино, Криводановский и Кудряшовский.

Щебень для дорожного строительства: какого вида и фракции выбрать щебень для укладки дороги

Щебень для дорожного строительства: какого вида и фракции выбрать щебень для укладки дороги
Щебень для дорожного строительства: какого вида и фракции выбрать щебень для укладки дороги
Щебень для дорожного строительства: какого вида и фракции выбрать щебень для укладки дороги

К щебню, который используется в дорожном строительстве, предъявляются повышенные требования. От вида породы, из которого изготовлен этот стройматериал, и используемой фракции камней зависят качество будущего полотна, долговечность отремонтированного участка трассы и безопасность водителей легковых автомобилей, грузовых машин, муниципальных и междугородних автобусов.

Виды щебня для дорог

Щебень применяется для строительства грунтовых, асфальтных и железных дорог. Щебень, будучи износостойким и долговечным, обеспечивает надежность и прочность дорожного полотна.

Щебень для грунтовых дорог. «Грунтовки» прокладываются в тех местах, где содержать асфальтированные полотна нецелесообразно. Дороги грунтового типа не нуждаются в частых ремонтах — строются в сельской местности и на подъездах к лесоповалам, карьерам, строящимся объектам (трафик на проездах 4 и 5 классов не превышает 200 машин за 24 ч). На таких покрытиях часто появляются глубокие колеи от грузовиков и слякоть после дождей. Проблема решается применением щебня фракций 0-40 мм С5 и С1. Под значительные нагрузки используются диорит, гранит, серпентинит, амфиболит и габбро, под несущественные — мрамор и известняк. 





katok.png

Щебень для асфальтированных дорог. Щебенка нужна для устройства верхнего и нижнего слоев дорог и для их ремонта. Хотя применяться могут шесть пород камней 21 фракции, на практике в большинстве случаев используется только гранитная порода. Причины тому — разные. Например, у известняка относительно низкая прочность, поэтому он годится лишь для дорог с невысокой нагрузкой. По этой же причине не используется диоритовый сыпучий материал. В то же время высоким качеством обладает щебень серпентинитовый, амфиболитовый и габбро, но эти породы мало распространены. Основные фракции гранита, которые задействуются в дорожном строительстве — 5-10, 5-20, 20-40 мм.



Щебень для железных дорог. Поскольку по рельсам передвигаются высокоскоростные тяжелые составы, которые создают сильную разрушающую вибрацию, то на железнодорожные полотна оказываются существенные динамические воздействия.  Для стабилизации под путями устраивается балластная щебневая подушка, благодаря которой не проседают рельсы. Кроме того, у применяемых камней низкая электропроводность, поэтому сигнальные импульсы проходят только по стальным путям. Для железных путей используются только гранит (фракцией 25-60 мм) и амфиболит (40-120 мм). Эти магматические породы отличаются высокой прочностью, морозостойкостью, низкой истираемостью и устойчивостью к значительным динамическим, статическим

Виды щебня для локальных дорог

Если для строительства магистралей и городских дорог подходит сыпучий материал прочных пород, то для устройства проездов в деревнях, коттеджных поселках и на территориях садовых некоммерческих товариществ лучше использовать щебенку вторичную, асфальтовую или известняковую.


  1. Воричный щебень. Материал, который производится дроблением бетонных плит и блоков снесенных зданий и сооружений, в два раза дешевле известнякового аналога, поэтому с его использованием, кроме дорожного полотна, часто строится парковка на открытых и закрытых участках. Минусы таких камней — присутствие в составе древесных и металлических примесей, поэтому он плохо трамбуется.
  2. Асфальтовый. Производится дроблением фрагментов асфальта с последующим разделением полученного материала на фракции. В отличие от вторичного аналога асфальтовая щебенка не имеет примесей, отличается однородностью по цвету и составу. Положительная особенность — со временем под воздействием автоколес и солнца материал хорошо утрамбовывается, поэтому в привлечении специальной техники не возникает надобности. Благодаря битуму, присутствующему в составе камней, образуется ровное дорожное покрытие без дополнительного финишного слоя.
  3. Известняковый. Производится из осадочной породы прочности М600. Обладает однородной формой и белым цветом. Походит для строительства сельских и магистральных дорог, а также пешеходных зон. К преимуществам принадлежат прочность, экологичность, эстетичность. Известняковый щебень благодаря самодостаточности не всегда нуждается в покрытии асфальтом. Поскольку не любит воду, то не применяется на заболоченных грунтах. Его недостатком является то, что он превосходит асфальтовый и вторичный щебень в стоимости.

Выбирается щебенка в зависимости от технических характеристик, преимуществ и недостатков, а также целесообразности, исходящей из соотношения эффективности и стоимости.

Как выбрать щебень для дороги в зависимости от фракции

На выбор щебневой фракции влияют будущие нагрузки на дорожное полотно, климатические условия эксплуатации и предусмотренная сумма бюджетных средств. В большинстве случаев используются камни крупных и средних фракций размером зерен 40-70, 20-40 мм, 0-40 С5 и С1. У хорошего по качеству материала, использующегося для строительства автодорог и создания подъездов, зерна имеют кубовидную форму. Такой щебень принадлежит к 1 группе — содержит не более 10% длинных, узких и плоских камней.

Наиболее походящие породы для щебенки — твердые гранит и гравий, которые по лещадности принадлежат ко второй либо третьей группе. Содержание пластинчатых и игольчатых зерен в них — 15-20%. У таких камней незначительное количество плохо трамбуемых частиц, поэтому основание дорожных полотен получается прочным при оптимальных затратах на стройматериалы.

 Наиболее долговечным и прочным считается гранитный щебень фракции от 40 до 70 мм. Наиболее подходящими для их применения считаются трассы федерального значения, нуждающиеся в особо прочных стройматериалах для выдерживания максимальных эксплуатационных нагрузок.
Для дороги локального назначения используется щебень четырех фракций: 20-40, 40-70 , 5-20 мм и 0-40 мм (С1 и С5).


  1. Фракция 20-40 мм. Годится для ремонтирования старых дорожных полотен, у которых основание частично подготовленное или снят верхний грунтовый слой. Такие камни не будут уходить в грунт. Чтобы они не расползались, финишное покрытие устраивается асфальтовой крошкой.
  2. Фракция 40-70 мм. Подходит даже для таких участков, на которых не срезан верхний слой почвы, не подготовлена подушка, отсутствует основание. Используется также на заболоченной территории, по которой планируется проезд спецтехники. Такие крупные камни слабо уходят в грунт, поэтому, если не покрыть их асфальтовой крошкой, по дороге будет неудобно ездить водителям легковых автомобилей и велосипедистам.
  3. Фракция 5-20 мм. Быстро расползается, уходит в почву, застревает в шинах автомобилей. Больше подходит для садовых дорожек.
  4. Фракция 0-40 мм (С1;С5). Отличается высокой однородностью составляющих компонентов, чем обеспечивает безупречное качество любых производимых работ, с применением данной смеси. Широко применяется для изготовления покрытий автотрасс, автостоянок, взлетно-посадочных площадок. В качестве насыпей вдоль железных дорог.
Автор: